При таком заболевании как астма психосоматика имеет очень большое значение. Все мы хорошо знаем, как тесно эмоциональное состояние человека связано с процессом дыхания: когда мы волнуемся, оно учащается, когда пугаемся – останавливается, когда переживаем сильные эмоции – становится глубоким и редким. Недаром в нашей речи существуют устоявшиеся обороты: «дух захватило», «чуть дыша», «тяжело вздыхая», «вздохнул с облегчением», и прочее. При патологиях бронхиального характера психологические и физиологические реакции на различного рода раздражители часто идут «рука об руку».
Основные факторы развития
В последние десятилетия астматические патологии получили широкое распространение. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ими страдает около 7 процентов населения планеты, а в развитых странах недуг поражает каждого десятого жителя.
Бронхиальная астма как фактор не только физического, но и психологического неблагополучия человека, постепенно выходит на лидирующие позиции. Поэтому проблема происхождения и лечения данного заболевания имеет весьма большое значение, и над ней работают специалисты сразу нескольких направлений медицины – пульмонологии, аллергологии, иммунологии и психологии.
В прошлые века, когда наука еще не знала, что такое аллергическая реакция и как аллергены влияют на бронхиальные пути, астма считалась заболеванием исключительно нервного характера.
Впоследствии основной упор в этиологии был сделан на внешние факторы ее возникновения, однако сбрасывать со счетов психологические причины было бы неправильно.
Факторы, стимулирующие удушье у больных, специалисты подразделяют на два основных вида:- экзогенный – вызванный внешними возбудителями аллергической природы, попадающими в организм человека извне. Их можно разделить на пищевые (фрукты, орехи, шоколад, мед), бытовые (домашняя пыль, шерсть и запах животных, укусы насекомых, химические и лекарственные средства) и сезонные (пыльца, выделяющаяся при цветении деревьев, трав и цветов). Сюда же следует отнести и погодно-климатические характеристики – перепады температуры и влажности;
- эндогенный – имеющий внутренние причины: респираторно-вирусные инфекции, хронические бронхиты, наследственную предрасположенность, физическое либо эмоциональное перенапряжение.
Непосредственной причиной приступа становится бронхиальный спазм, препятствующий нормальному дыханию. Но его, в свою очередь способны вызвать внешние и внутренние стимулы, в том числе эмоционального характера. Таким образом, психосоматика астмы играет весьма важную роль, и болезнь с полным правом можно классифицировать не только как аллергенное, но и как психосоматическое заболевание. Часто оба вида этих факторов присутствуют одновременно. Поэтому для борьбы с приступами удушья очень важен правильный эмоциональный настрой пациента, самоконтроль и тренинг, позволяющий выработать механизмы саморегуляции эмоций.
Психологические стимуляторы
Как правило, люди, страдающие астматической патологией, обладают очень чувствительной и ранимой нервной системой. Часто фактор психологической предрасположенности к заболеванию коренится в раннем детстве. Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть связана с различного рода психологическими травмами, ощущением оставленности и ненужности, которое порой возникает у первенца при появлении в семье второго малыша. Сознание того, что он не оправдывает ожиданий родителей, не соответствует их строгим критериям, может стать причиной серьезного расстройства у ребенка, зачастую носящего скрытый характер, что еще более усугубляет ситуацию. Именно поэтому, как считают психологи, данные патологии в детстве чаще проявляются у мальчиков, к которым принято предъявлять более строгие требования, а также внушать им мысль о необходимости сдерживать свои эмоции.
- Обидчивость, возбудимость, нервное напряжение.
- Гипертрофированное стремление к самоанализу.
- Повышенная ранимость и мнительность.
- Убежденность в собственной непогрешимости, либо, напротив, комплекс неполноценности.
- Привычка скрывать свои отрицательные эмоции, не давая им выхода.
Все эти психосоматические причины создают благоприятные условия для возникновения фона, при котором развитие астматических приступов протекает особенно тяжело.
Поэтому реальную помощь в достижении стойкой ремиссии, помимо лекарственной терапии, может оказать консультация опытного психоаналитика.
Особенно важно это для детей, которые зачастую не могут не только контролировать свое эмоциональное состояние, но и объяснить его причину, как окружающим, так и самим себе.
Психопрофилактика астматических спазмов
В профилактике любой патологии решающее значение имеет предотвращение ситуаций, при которых появляются благоприятные условия для ее возникновения. Если прослеживается четкая связь между стрессами и частотой приступов, необходимо приложить усилия для создания вокруг больного спокойной эмоциональной атмосферы. Ему самому также необходимо уметь управлять своими эмоциями. Часто под этой фразой подразумевается подавление последних, но в данном случае правильнее будет не сдерживать их внутри, а позволить свободно выплеснуться.
Понимая, как сказывается сила эмоций на силе и частоте приступов, необходимо научиться:- разбираться в причинах собственного эмоционального дискомфорта;
- по возможности избегать конфликтных ситуаций;
- открыто делиться с окружающими своими переживаниями;
- принимать чью-то помощь и самому оказывать ее;
- не зацикливаться на старых обидах и не копить их внутри себя;
- переключать свое внимание с отрицательных факторов, которые уже ушли в прошлое, пусть и совсем недавнее, на те, которые способствуют успокоению, – например, послушать приятную музыку.
И научившись хотя бы до некоторой степени управлять своими эмоциями, человек может в значительной степени смягчить проявления такой серьезной патологии, как бронхиальная астма.
Пройдите бесплатный онлайн-тест на астму
Данный тест поможет вам определить, есть ли у вас астма.