Снижение или полное отсутствие у человека способности к восприятию звуков — нарушение слуха — может быть вызвано травмами, различными заболеваниями, врожденными патологиями или наследственной предрасположенностью. В зависимости от характера патогенных факторов слуховые патологии не всегда поддаются полному излечению или хотя бы частичному корректированию.

Проблема нарушения слуха

Основные причины нарушения слуха

Нарушение слуха бывает частичным (тугоухость) или полным (глухота). В обоих случаях патология может быть приобретенной, наследственной или врожденной. Поскольку звуковые волны могут иметь различную амплитуду и частоту, тугоухость проявляется в неспособности дифференцирования низкоамплитудных звуков или восприятия некоторых звуковых частот.

Влияние воспалительных заболеваний на нарушение слухаПриобретенные нарушения слуха могут иметь различные причины. Это могут быть инфекционные заболевания в острой форме, хронические воспаления слуховой системы, постоянное длительное воздействие шумов, травмы акустического характера, вызванные внезапными резкими шумами типа выстрелов и взрывов, повреждения слуховой системы во время аварии или несчастного случая, возрастные изменения центральной слуховой системы, химиотерапия.

Наиболее распространенными являются генетические или наследственные причины нарушения слухового восприятия. В этом случае ослабление восприятия звуковых колебаний или глухота могут являться следствием патологий формирования внешних и внутренних органов слуха, слуховых нервов, а также отделов мозга, отвечающих за обработку получаемой от слуховых органов акустической информации.

Врожденные нарушения слуха

Врожденное нарушение слухаДанную группу составляют причины нарушений слуха, имеющие врожденный характер. В основном к ним относят различные патологии и отклонения внутриутробного развития ребенка, не имеющие генетической природы. К ним относятся в первую очередь инфекционные болезни, перенесенные женщиной в первом триместре вынашивания ребенка. К заболеваниям, способным послужить причиной врожденной тугоухости или глухоты ребенка, относят краснуху, туберкулез, скарлатину, герпес, токсоплазмоз, корь, тяжелые формы гриппа.

К врожденным нарушениям органов слуха у ребенка могут привести перенесенные матерью во время беременности травмы, отравления, прием наркотических или сильнодействующих стимулирующих средств, а также хронический алкоголизм. Большую роль в появлении врожденных нарушений слухового восприятия может играть различие группы крови или резус-фактора матери и ребенка.

Приобретенные патологии слухового восприятия

Приобретенная дисфункция слуховых органов может развиться у человека любого возраста и пола. Причиной подобных патологий чаще всего становятся следующие факторы:

Строение уха

  1. Инфекционные заболевания слуховых органов.
  2. Воспаление среднего уха (средний отит), сопровождающееся обильным скоплением жидкости.
  3. Такие инфекционные заболевания, как абсцесс, грипп, корь, менингит, паротит, энцефалит.
  4. Распад сенсорных клеток вследствие возрастных изменений.
  5. Сильные ушные или черепно-мозговые травмы.
  6. Засорение слухового прохода скопившейся серой или инородными телами.
  7. Длительное воздействие сильных шумов различного происхождения: шум промышленного оборудования, громкая музыка и т.п.
  8. Нахождение в непосредственной близости от источников внезапного усиленного звука: взрывов, выстрелов и т.п.

Лечение пациентов, страдающих нарушениями слуха

Патологии слуховой системы, вызывающие трудности с восприятием звуков, во многих случаях поддаются лечению или корректированию. Поэтому при обнаружении каких-либо проблем со слухом визит к врачу откладывать нежелательно. Особенно если нарушение слуха замечено у ребенка. В детском возрасте подобные патологии легче поддаются устранению или корректированию.

Схема отита среднего ухаТугоухость, вызванная изменениями в органах слуха вследствие перенесенных заболеваний или травм, в настоящее время лечится эффективно и успешно. Особенно если лечение начинается на ранних стадиях возникновения недуга. В зависимости от вызвавшей патологию причины курс лечения составляется специалистом после изучения всех анамнестических и аналитических данных индивидуально. Очень часто бывает необходима консультация других специалистов: психоневролога, логопеда, сурдолога, дефектолога, специалиста по лечению сопутствующих заболеваний.

Основу лечения составляют медикаментозный курс и специальные физиотерапевтические процедуры. Параллельно с ними может быть показано проведение занятий с логопедом или дефектологом для развития поврежденного слуха и речи. Выполнение рекомендаций психоневролога повысит эффективность лечебного процесса.

Применение слуховых аппаратов

Слуховой аппарат для улучшения слухаВ случае если все вышеназванные процедуры и мероприятия должного эффекта не возымели, возникает вопрос о слухопротезировании. Правильный выбор усиливающего звук и его восприятие слухового аппарата должен осуществляться постепенно и тщательно, после проведения надлежащих исследований.

Основу современных слуховых аппаратов составляют микрофон, усилитель и телефон или ресивер. Звук может передаваться костным или воздушным путем. Специалистом, подбирающим и настраивающим слуховой аппарат, является сурдолог. Варианты конструкций подобных устройств позволяют носить их внутри или возле уха, в качестве оголовья, в кармане или в оправе для очков. Помимо этого слуховые аппараты могут быть имплантированы.

Патологии слуха у детей

Вероятность проявления врожденной глухоты, тугоухости у новорожденного ребенка возрастает при наличии генетических нарушений слуха у его родителей. Наследственные генетические отклонения, приводящие к ослаблению или отсутствию слуха, могут относиться к рецессивным, то есть проявляющимся достаточно редко, либо к доминантным, вызывающим развитие тугоухости у ребенка с высокой степенью вероятности. Генетические отклонения, приводящие к появлению стойких нарушений восприятия акустической информации, как правило, проявляются у новорожденных детей в раннем возрасте, затрудняя или исключая обучение речи.

Раннее определение слуховых патологий у ребенка может быть проведено родителями самостоятельно. Для этого необходимо понаблюдать за малышом и выяснить наличие таких моментов, как:

  1. Реагирование (вздрагивание) на резкие звуки с первых недель жизни.
  2. Реагирование на голос матери или других близких людей: сначала — замирание, позднее — поворот головы.
  3. Широко открытые глаза или крик в ответ на резкие или непривычные звуки.
  4. Поворот головы на звуки голоса или игрушки (с 4 месяцев).
  5. Попытки издавания первых звуков (гуление) с 2 месяцев.
  6. Постепенное усложнение издаваемых звуков начиная с 4 месяцев.
  7. Более эмоциональный характер издаваемых звуков в момент появления родителей.
  8. Первые попытки произнесения небольших простых слов или хотя бы складов с 9-10 месяцев.

При появлении малейших опасений из-за отсутствия одного или нескольких указанных признаков следует немедленно обратиться к специалисту.

Это поможет выяснить характер имеющихся патологий средствами современной диагностики и вылечить их при помощи медицинских препаратов. Оздоровление слуховой системы даст возможность избавить малыша от многих дефектов вторичного характера и создаст необходимые условия для правильного речевого и психического развития.